Стихи маршака для самых маленьких

Крупской, Ленинград, 1970, с. Разова ЧАСТЬ IV Темы для самостоятельных работ с основной библиографией Маршак - детям Детские стихи - младшие дети в творчестве Маршака. Писать для детей стихи маршака для самых маленьких начал уже после того, как попробовал свои силы в других областях литературного творчества. Писатель шел к детям от знания общих стихи маршака для самых маленьких искусства. Первая детская книга появилась в 1922 году, но интерес к детям возник у поэта задолго до того, как он стал детским писателем. Немаловажную роль при этом сыграла незаурядная память детства, которой обладал поэт. Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину стихи маршака для самых маленьких 1914 года. Работа с детьми в Воронеже, а затем стихи маршака для самых маленьких Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем. Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей. По образному выражению Белинского, настоящий писатель для детей - это "детский праздник". Таким праздником и стал Самуил Яковлевич Маршак. Основная характерная черта стихи маршака для самых маленьких облика зачинателя советской детской поэзии - стремление как можно раньше приобщить детей к сокровищнице мировой литературы и народного творчества, воспитать у них уважение к духовным ценностям, развить художественный вкус. Для этого он использует русский, чешский, английский, латышский, восточный фольклор. В творчестве Маршака английская народная баллада сочетается с русской народной сказкой, детская песенка из цикла "Mother Goose nursery rhymes" - с русской загадкой. Mapшак пришел в литературу для детей, понимая специфические законы, по которым она живет. Условие непреходящего успеха стихотворений поэта в детской аудитории не только в том, что он создает настоящие произведения искусства, но и в их точном адресе - для детей определенного возраста. Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму. Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно. Среди его книг дети находят и затейливую шутку "Детки в клетке"и серьезную балладу "Ледяной остров"стихи маршака для самых маленьких сатирическую поэму "Мистер Твистер"и лирический цикл "Круглый год"и много сказок "Сказка о глупом мышонке", "Угомон" и другиеи историческую повесть в стихах "Быль-небылица"и фантастические поэмы "Пожар"и стихотворные очерки "Почта", "Вчера и сегодня", "Как печатали вашу книгу" и др. Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного стихи маршака для самых маленьких в другой "Усатый-полосатый". Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют стихи маршака для самых маленьких, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства. В целом творчество Маршака - поэта для детей - одна из ярких страниц в истории советской литературы. Сказки Живая связь сказочного творчества Маршака с устным народным творчеством. Явления народного быта, русские и украинские песни, детский уличный фольклор, сказки как яркие воспоминания детства поэта. Любовь к живому народному слову, к песням разных народов в зрелые годы. Сознательное обращение к книжным источникам фольклора - сборникам сказок, песен, былин, западноевропейского фольклора, пословиц, поговорок. Фольклорные истоки сказок Маршака: русские иностранные сказки, песни, пестушки и потешки. Нравственная и эстетическая сила народных произведений как основа сказок советского поэта. История создания некоторых сказок "Кошкин дом", "Теремок", "Сказка о глупом мышонке", "Тихая сказка", "Угомон". Особенности художественного отражения реального мира в произведениях сказочника. Музыкальность и драматургическая основа сказок. Повести в стихах Особенности жанра рассказа, повести в стихах. Сюжетность повествования, конкретность и завершенность композиции, заинтересованный тон повествования. Соответствие интересов детей этому жанру. Динамика действия, энергичность и удачливость героев. Разнообразие тем рассказов, повестей и очерков в стихах. Романтика сюжетной поэзии Маршака "Война с Днепром". Близость ее к таким фольклорным жанрам, как былина, баллада. Место произведений Маршака среди стихи маршака для самых маленьких жанров советской поэзии. Стихи для самых маленьких Стихи для самых маленьких как произведения высокого искусства. Содержательность и поэтичность коротких произведения дли дошкольников "Детки в клетке" и др. Книги Маршака для маленьких как учебники русского литературного языка. Расчет на слушателей, а не на читателей. Нравственная стихи маршака для самых маленьких эстетическая ценность произведений для стихи маршака для самых маленьких, кто учится говорить, мыслить, чувствовать "Разноцветная книга" и другие. Сравнение стихов Маршака для дошкольников с произведениями других советских поэтов Место поэзии для самых маленьких во всем многообразном творчестве Стихи маршака для самых маленьких. Юмор Маршака Гуманная основа юмора Маршака. Добрые и веселые стихи "Багаж", "Мороженое", "Вот какой стихи маршака для самых маленьких, "При гиппопотама" и др. Стихи маршака для самых маленьких и эстетическая ценность шутливых стихов поэта. Уроки народной педагогики, воспринятые Маршаком-юмористом. Мораль без морализирования, учение без нотаций. Разнообразие форм и методов в создании веселых стихов. Юмор положений и юмор словесный. Сравнение Маршака с другими советскими юмористами для детей - Взаимное обогащение жанров Взаимопроникновение и взаимообогащение различных жанров литературного творчества Маршака. Влияние на сказки Маршака его лирики. Отражение в сатирических подписях времен Великой Отечественной войны достижений Маршака в области детского стиха. Сюжетные стихотворения поэта как симбиоз лирики и драматургии. Различные пути взаимного обогащения жанров. Стихи маршака для самых маленьких резких границ между жанрами в творчестве Маршака для детей. Произведения, созданные на стыках разных литературных форм "Усатый-полосатый", "Сказка об умном мышонке", "Вчера и сегодня" и др. Элементы сказочности в реалистических произведениях "Пожар" Маршака и "Пожарный" Саши Черного. Поэтизация грубой прозы жизни в стихах Маршака для детей. Маршака "Мастерская в кармане" - сравнительная характеристика. Циклы стихов о природе Цикличность лирических стихов Маршака: характерная особенность его художественного мышления - единство главной идеи цикла. Самостоятельность каждого стихотворения в лирическом цикле и одновременно тесная связанность всех стихов в единый по замыслу цикл. Временной принцип связи стихов в цикле "Круглый год". Разомкнутое кольцо связи "Разноцветная книга"позволяющая увеличить число стихотворений. Преимущество цикла стихов о природе перед единичным произведением. Маршак и Чуковский Общность и различие литературной судьбы стихи маршака для самых маленьких ярких индивидуальностей - Творческая близость писателей для детей. Фольклорные истоки их творчества. Опора на многонациональный фольклор. Особая приверженность их к английскому народному творчеству. Переводческая деятельность Маршака и Чуковского. Английские детские песенки, переведенные ими. Различные способы использования народных сюжетов. Вклад Маршака и Чуковского в советскую литературу для детей. Маршак и Маяковский История знакомства Маршака и Маяковского. Отношение Маяковского к творчеству Маршака для детей. Забота "агитатора, горлана, главаря" о судьбе Маршака. Высокая оценка творчества Маяковского для детей. Статья "Маяковский - детям". Творческие соприкосновения Маршака и Маяковского "Детки в клетке" Маршака и "Что ни страница, то слон, то львица" Плодотворность общения между поэтами. Маршак и Хармс Стихи маршака для самых маленьких работа над созданием советской литературы для детей в 20-30-е годы. Связь обоих поэтов с детьми. Посещения детских домов, школ, детских садов. Поездки с детьми из Дома Детской Литературы по стране. Соавторы стихотворения "Веселые чижи". История создания этого произведения. Общее и различное в творчестве двух поэтов. Маршак и Саша Черный Дореволюционный период творчества Маршака. Близость к поэтам сатириконцам, общение с Сашей Черным. Стихотворные фельетоны Уэллера-Фрикена и Саши Черного. Общность тем и настроений. Различие в творческих почерках молодых острословов. Значительность темы для детей, поднятой в произведении. Соотнесение "Мистера Твистера" с творчеством Маршака - автора ОКОН ТАСС и Маршака - фельетониста дореволюционных лет. Сравнительная характеристика двенадцати черновых вариантов. Работа автора над разными изданиями "Мистера Твистера". Сравнение первого и последнего прижизненного издания. Мастерство портретной характеристики средствами стиха. Роль звукописи в создании художественного образа. Роль сатирической поэмы Маршака в развитии советской детской литературы. Реальность жизненного факта, воплощенная в высоко-художественной форме. Мастерство в передаче колорита разных стран. Переводы произведения на иностранные языки. Сравнение с произведениями на ту же тему Барто "Почтальон стучится в дверь", Остроумов "Почта" и др. Продолжение "Почты" - "Почта военная". Роль детского творчества в истории создания "Разноцветной книги". Тщательность отделки каждой поэтической страницы. Живопись и графика средствами слова. Особенности стиха "Разноцветной книги". Лебедева с каждым стихотворением. Плодотворность содружества поэта и художника. Влияние книги Маршака на развитие лирики для детей. Отражение в ней традиций классической русской литературы. Пушкинский эпиграф как лейтмотив повести. Портреты учителей и товарищей по гимназии. Быт еврейской семьи у Маршака и у Шолома Алейхема. Место повести во всем творчестве писателя. Зарубежные отклики на повесть. Литература к разделу Маршак О большой литературе для маленьких. За большую детскую литературу. Гордитесь правом писать для детей. В боевом отряде советской литературы. О детской литературе наших дней. Детская книга - путевка в жизнь. О большой литературе для маленьких. Письмо участникам объединенного пленума Союза писателей РСФСР по детской литературе. Вдруг раздались чьи-то шаги. Книга для детей должна быть произведением высокого искусства. Письмо собранию, посвященному 30-летию издательства "Детская литература". Памфлет и карикатура для ребят. О большой поэзии стихи маршака для самых маленьких маленьких. Очерки жизни и творчества. Сочинения в четырех томах. Oт двух до пяти. О двух сторонах творчества Заметки о детских стихах Маршака. Выразительные средства в произведениях Рассказ о неизвестном герое. Стихи маршака для самых маленьких сильных и гордых стихов. О детях и для детей. Путь к поэзии для детей. Вначале было слово народное. О новой русской детской книге. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей.