Воспитание патриотизма у младших школьников

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников через систему классных часов воспитательной программы «Мир моих Я» Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников через систему классных часов воспитательной программы «Мир моих Я» Изместьева Как воспитать высоконравственного человека, гражданина и патриота, семьянина, готового к жизни в высокотехнологичном мире? Содержание воспитательной программы "Мир моих я" направлено на формирование у ребёнка ценностных ориентаций, отвечающих интересам человека и общества. Через систему классных часов у учащихся формируется ответственное отношение к нравственным ценностям и развивается способность к действию по отношению к этим ценностям. Как воспитать высоконравственного человека, гражданина и патриота, семьянина, готового к жизни в высокотехнологичном мире? Содержание воспитательной программы "Мир моих я" направлено на формирование у ребёнка ценностных ориентаций, отвечающих интересам человека и общества. Через систему классных часов у учащихся формируется ответственное отношение к нравственным ценностям и развивается способность к действиюпо отношению к этим ценностям. Ключевые слова:системноролевая теория формирования личности профессора Таланчука, воспитательная программа "Мир моих я", шестьблоков ролей программы, система классных часов. Для этого возраста характерны: высокий уровень эмоциональности, жажда узнавать новый мир, интерес к общественной жизни. Каждый раз, когда ко мне приходят первоклассники, я стараюсь выявить нравственные представления детей, их воспитание патриотизма у младших школьников ориентации. Есть такие вечные ценности как долг, честь, семья, Отечество. У современных детей, приходящих в школу, эти понятия размыты, а у некоторых даже проявилось негативное отношение к ним, например, к службе в армии. Многие учащиеся бесконтрольно смотрят телевизор, много времени проводят за компьютерными играми. Современное информационное пространство крайне агрессивно, оно навязывает детям зачастую чуждые российским традициям ценности. На детей обрушивается поток низкопробной продукции, которая негативно влияет на воспитание патриотизма у младших школьников психику детей. Как в этой ситуациивоспитать высоконравственного человека, гражданина и патриота, семьянина, готового к жизни в высокотехнологичном мире? В основе моей воспитательной системы лежит системноролевая теория формирования личности профессора Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какоето сообщество людей и выполняет в нём определённые социальные роли. Личность, готовая и способная выполнять объективносуществующую систему воспитание патриотизма у младших школьников ролей, приносит пользу обществу, своему Отечеству, поэтому я определила цель своей воспитательной работы: создание благоприятных условий для развития гражданских и патриотических качествличности, нравственным стержнем которой является потребность быть полезным обществу и Отечеству. Воспитание патриотизма у младших школьников достижения поставленной цели я разработала воспитательную программу «Мир моих «Я». Программа построена на основе надпредметного образовательного курса «Быть патриотом и гражданином России», в разработке которого в составе творческой группы под руководством методиста ЦПКРО Шубиной я сама принимала участие, а мой класс с 2008по 2011 годстал экспериментальной площадкой по его апробации. Программа рассчитана на четыреэтапа:1й этап 1класс. Задача: знакомство с понятиямиосновных нравственных ценностей. Задача: формирование понятий основных нравственных ценностей. Задача: формирование ответственного отношения к этим ценностям4й этап 4 класс. Задача: развитие способности к действию по отношению к этим ценностям. Содержание программы направлено на формирование у ребёнка ценностных ориентаций, отвечающих интересам человека и общества, формирование способности ребёнка оценивать себя и выстраивать свои отношения на основе моральных норм и нравственных качеств к себе, другим людям, обществу и своему Отечеству. Программа содержит элементы гендерного воспитания, создаёт условия для развития личности ребёнка, формирования его жизненной позиции, его характера. Наши занятия направлены на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, семейным традициям. Дети узнают историю своей семьи. Темы наших классных часов: «Моё имя», «Моя семья», «Праздники в моей семье»,«Моя родословная»,« Не нужен и клад, коли в семье лад», «Что значит быть хорошимсыном идочерью», «Профессии моих родителей», «Увлечения моих родных», «Моя семья и здоровый образ жизни». Очень весело у нас проходят праздникивместе с родителями«Моя семья» и«Секреты семейного счастья». С любви к своей семье, своим предкам, к месту, где родился,начинается отношение к Родине как святыне. Проект «Моя любимая улица» заставляет детей поновому взглянуть на свой город, узнатьегоисторию. Проект «Красота родного края» является одним из любимых у учащихся. В1и2 классе они выполняют его вместе с родителями. В3 воспитание патриотизма у младших школьников классе воспитание патриотизма у младших школьников с удовольствием делают групповой фоторепортаж «Наш край». В этом блоке у учащихся формируютсяпонятия «малая родина», родной край. В1и 2классе дети знакомятся с вятскими промыслами, участвуют в празднике «Ай да Дымка! Занятия в 3 классе «Вятский фольклор», «Вятские фамилии», «Вятские промыслы» формируют у учащихся ответственное отношение к традициям воспитание патриотизма у младших школьников края. С большим удовольствием в конце каждого учебного года дети едут на экскурсию по городу. Проводим мы и пешеходные экскурсии. Здесь же проходятвстречи с кировскими писателями, знакомство с их произведениями. Неоценимую помощь в организации встреч с кировскими писателями оказывают нам библиотека им. О своём творчестве нам рассказывали Очень любят наши дети встречи с педагогом дополнительного образования, миссионером храма всех святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Демидовой Надеждой Васильевной. Цель её занятий: приобщение подрастающего поколения к культурноисторическим и духовнонравственным традициям Отечества. Она ведёт сдетьми диалог и заставляетих задуматьсянад смысломжизни, учит их отличать добро от зла, ценить воспитание патриотизма у младших школьников, семью, других людей, общество, Отечество. Она неоднократно выступает у нас на родительских собраниях. Вместе с ней мы проводим рождественские утренники, ходим на экскурсии в храмы. По просьбе детей их родителей создан факультатив «Основы православной культуры», где ребята занималисьс воспитание патриотизма у младших школьников желанием два года. Дети принимают участие в социальных акциях «Цветы для школьной клумбы», «Чистый школьный двор», готовят вместе со старшеклассниками праздники для первоклассников,для жителей микрорайона. Ученики нашего класса выступают на концертев Доме ветеранов, поздравляют участников Великой Отечественной войны. Принимают участие в школьных и городских творческих конкурсах. Недаром дети выбрали девиз нашей школьной жизни: «Я знаю, я умею, я действую, а, значит, я расту! » Наши ученики испытывают чувство гордости за свой Вятский край, за его неповторимость. Они не только узнают о воспитание патриотизма у младших школьников родного края, но являются продолжателями традиций своих предков. Группа ребят нашего класса занимается в кружке «Дымка» станции юных техников воспитание патриотизма у младших школьников не понаслышке знают, как создать дымковскую игрушку. Задачи этого блока усложняются с переходом учащихся в следующий класс: от формирования понятий «Россия», «патриот», «гражданин», «государственные символы»к формированию ответственного отношения к истории, культуре родной страны, а затем к развитию способности осознавать себя гражданином и патриотом своей страны, который несёт ответственность за её будущее. Уроками мужества можно назвать встречи с ветеранами Воспитание патриотизма у младших школьников Отечественной войны, встречи с людьми, побывавшими в «горячих точках», беседы о защитниках Отечества. Это и проектные исследовательские работы учащихся о героях войны. Это чтение и обсуждение произведений о войне, участие в конкурсах, посвящённых военной тематике: конкурс военной песни, конкурс литературномузыкальных композиций, конкурс рисунков, конкурс чтецов, экскурсии в краеведческий музей, музей ВоенноМорского флота. Встречи с ветеранами воспитание патриотизма у младших школьников у детей воспитание патриотизма у младших школьников гордости за свою родину, народ. Воспитание патриотизма у младших школьников выявить эффективность воспитательной работы, была проведена диагностика уровня развития гражданских и патриотических качеств личности в экспериментальном и контрольном классах. Вопросы теста затрагивали основные понятия нравственных ценностей, которые формировались у учащихся на классных часах. Ребятам было предложено ответить на вопрос:«Какие два желания ты загадаешь,если увидишь падающую звезду? Наряду с личными желаниями дети высказали следующие: «…чтобы никогда не было войны и все люди жили мирно», «…чтобымолодые парни возвращались из Чечни», «…чтобы наша страна воспитание патриотизма у младших школьников счастливо», «…чтобы Россия была дружной, здоровой и богатой страной», «…чтобы все люди соблюдали законы», «…чтобы в стране царили мир и согласие», «…чтобы все люди оберегали свою страну», «…чтобы русские воспитание патриотизма у младших школьников жили добройжизнью». Из этих работ видно, что дети воспринимают свою Родину не только как место, гдеони родились и живут, но и как большую крепкую державу, которая выстояла в трудных испытаниях. Многиеучащиеся выразили готовность приносить пользу своей стране. Система классных часовпрограммы«Мир моих Я» позволила сформировать у детей единство ценностных установок, способствовала воспитанию гражданского самосознания и причастности к своим истокам, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее Родины. «Быть патриотом и гражданином России» методическое пособие, МОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2010 Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.